Перспективы пищевой индустрии: что нас ждет. Часть 2

Здоровое питание, рост потребления нутрицевтиков, всё более «зеленая» продукция и другие особенности потребительских тенденций 2012 года

Олег Абарников Upakovano.ru  01.02.2012

Фото: thedailygreen.com

Экологическая ответственность

В 2012 году немаловажное значение будут иметь экологические вопросы, а именно воздействие нашего выбора продуктов питания на окружающую среду — так утверждает нью-йоркская компания JWT (J. Walter Thompson Co), занимающаяся маркетинговыми коммуникациями. В своем седьмом ежегоднике JWT представила прогноз основных тенденций, которые будут существенно влиять на поведение потребителей в 2012 году.

Агентство утверждает, что различные заинтересованные стороны — компании-производители, правительства и активистские экологические организации — будут продолжать горчо обсуждать тему экологической упаковки и повышать осведомленность в ней потребителей. «Озеленение» продовольственных товаров продолжится за счёт инициатив по сокращению использования упаковки, применения более этичной политики и сокращения продовольственных миль (расстояние доставки продукта).

Корпоративные отчеты о социальной ответственности стали обыденным явлением, которое существует и в пищевой промышленности. Буквально каждый крупный бренд докладывает о том, что у него есть долгосрочный план по снижению воздействия на окружающую среду.

Но в последнее время определение «устойчивое развитие» включает и экономическую устойчивость корпорации. Так, во введении к докладу компании ConAgra говорится: «Вода и природные ресурсы — это те вещи, которыми мы все владеем. И мы хотим внести свой вклад, чтобы иметь возможность продолжать ими пользоваться в течение еще долгого времени». Далее в докладе ConAgra делает акцент на рентабельности инвестиций в свои проекты устойчивого развития.

Немаловажно также значение местной продукции. Понятие «местная продукция» для потребителей объединяет в себе всё, что касается низкого воздействия на окружающую среду, свежести и качества, а также благотворного влияния на местную экономику. Национальная ресторанная ассоциация и Американская кулинарная федерация в совместном докладе «Что модно в 2012 году» (What's Hot in 2012) приводит двадцатку ведущих тенденций, связанных с ресторанными меню. Среди них выделяются следующие тенденции: мясо и морепродукты должны быть местного происхождения; использовать только товары, которых больше нет нигде, кроме как в этой области; кулинарные темы, связанные с устойчивостью; вино и пиво должно быть местного производства; морепродукты добытые в соответствии с принципами устойчивости развития. Leatherhead в своем докладе отмечают: «Потребители более чётко себе представляют, где их продукты производятся, и откуда поступает сырье».

Корпоративные расколы

В 2012 году, вполне вероятно, некоторые крупные североамериканские бренды (которые также относятся и к числу крупнейших в мире) проведут разделение своего бизнеса.

Самой первой может стать корпорация Sara Lee — она разделится на две публично торгуемые компании. Основное внимание первой будет сосредоточено на международной торговле кофе и чаем, другая же будет специализироваться на североамериканском мясе. Названия для двух компаний пока не определены. В рамках подготовки к разделению, Sara Lee в прошлом году продала свой крупный хлебобулочный бизнес мексиканской компании Grupo Bimbo. Перед Рождеством 2011 было объявлено, что североамериканский мясной бизнес будет координироваться с начала 2013 года в штаб-квартире в центре Чикаго.

Перед лицом потенциального поглощения компанией ConAgra, Ralcorp Holdings Inc в середине 2011 года ответили планом по развитию подразделения Post Cereals, занимающегося зерновыми. Выделение самостоятельной компании, входящей в холдинг Ralcorp Holdings может произойти в любой момент уже в этом году.

Гигант Kraft Foods, по всей видимости, стал слишком большим, и разделение бизнеса пойдёт ему только во благо. Компания выплатила 19,4 млрд долларов в январе 2010 года за Cadbury. В настоящее время объёмы продаж компании составляют около 50 млрд долларов по всему миру, но Kraft заявила, что в конце этого года их, вероятно, ожидает раскол. Одна компания с объёмом бизнеса в 16 млрд долларов будет заниматься продажей на североамериканском рынке — возможно, это будет Kraft-General Foods. Другая (32 млрд долларов) будет вести глобальный бизнес закусок —скорее всего, Nabisco-Cadbury-Jacobs Suchard. Точные названия этих двух новых компаний до сих пор не известны.

Другие тренды

Технология продолжает меняться быстрыми темпами, и это влияет на продовольственную индустрию и производство напитков. Лидеры отрасли адаптируются к значительным социально-экономическим изменениям, к новому миру, в котором интернет, среди прочего, является инструментом для покупок среди более образованного населения земного шара. Получается, что потребители играют важную роль в формировании самого же потребительского рынка. От их мнения зависит то, какие продукты сделают для них компании.

Цены на продукты питания будут продолжать расти, прогнозирует провозгласивший себя «Гуру супермаркетов» Фил Лемперт. В его совместном с ConAgra Foods отчёте говорится: «Мы и дальше будем наблюдать рост цен, но мы также будем видеть всё более оригинальные способы предоставления любимых продовольственных товаров — в супермаркетах, на телевидении, в ресторанах, а теперь даже на собственных мобильных телефонах. Мы находимся на грани одной из наиболее интересных перемен в мировой продовольственной индустрии».

Рост цен приведет к тому, что потребители станут использовать специальные печатные продуктовые купоны и электронные карты для покупок. Кроме того, увеличится объём покупок в нетрадиционных продовольственных магазинах, а также в торговых точках с менее дорогими товарами. В поисках сокращения затрат потребители будет модифицировать домашние рецепты за счет уменьшения количества более дорогих сортов мяса и морепродуктов и добавления немясных белков, в том числе макарон, полученных из цельного зерна, тофу, чечевицы, коричневого риса и овощей.

Большим вопросом остаётся развитие частных небольших брендов. Сможет ли эта двухгодичная тенденция сохраниться? Или же крупные бренды восстановят статус-кво? Невозможно избежать того, что цены галопируют, но в отрасли традиционно компании боролись за свою долю рынка вместо того, чтобы предоставить покупателям возможность в полной мере получать те ценности, за которые они платят (удобство, питательная ценность, функциональность, доступность, принципы справедливой торговли и так далее). Возможно обращение к этим потребительским ценностям — залог успеха.

Агентство JWT считает, что экономика будет подталкивать крупные компании на обнаружение всё большего количества точек соприкосновения с потребителями. Например, компания HJ Heinz не большой поклонник СТМ, но даже она разработала гибкую упаковку для своего кетчупа Heinz, которую может приобрести любой покупатель по цене менее чем 1 доллар.

Потребительские тенденции — очень тонкая вещь, и приспосабливаться к изменяющимся условиям может только самый умный производитель и ритейлер. У кого будет больше возможности лавировать в новых условиях — покажет только будущее.

Перспективы пищевой индустрии: что нас ждет. Часть 2

Здоровое питание, рост потребления нутрицевтиков, всё более «зеленая» продукция и другие особенности потребительских тенденций 2012 года

Скопируйте код в буфер обмена: Ctrl-C (или Command-C на Mac)

Извините, в данный момент времени аналоги
данного оборудования отсутствуют в нашем каталоге,
но если вы заинтересованы в данном
оборудовании, пожалуйста, напишите нам ваше
письмо

Другие новости: Ctrl стрелки вправо влево